О перспективах пчеловодства (продолжение)
В ходе встреч с пчеловодами Нязепетровского района периодически возникал вопрос о выходе на новые рынки сбыта. Поднимали его, в основном, относительно молодые ребята, которые нацелены на развитие своих хозяйств. Фонд «Бардым» попробовал разобраться в возможностях и специфике сегодняшнего рынка пчеловодческой продукции.
Начало здесь
Часть 2 здесь
Предложение Фонда «Бардым» по созданию своего пчелопарка и медового бренда опирается, в том числе, на опыт команды города Коломны, которая за 10 лет сумела создать с нуля самый яркий и известный бренд исторического города России.
Коломенскую яблочную пастилу и коломенский калач знают сегодня все, кто интересуется внутренними туристскими путешествиями. Как объясняют организаторы этого туристского кластера, есть два пути продаж своего продукта. Первый — это массовое производство очередного вида еды. По такому пути пошли, например, производители Белёвской пастилы, которая продается сегодня во многих продуктовых магазинах.
Второй — производство не просто еще одного съедобного продукта, а производство и продажа впечатления, на что перестраиваются постепенно уже многие сегменты европейского рынка постиндустриальной экономики, где уже понимают, что конкурировать, создавая еще один 1001 сорт «колбасы», становится бессмысленно. Коломна пошла по этому второму пути.
Впечатление как товар. Неотъемлемой частью его становятся и помещения, где этот товар продается и те люди, которые его продают (с сотрудниками созданного творческого кластера в Коломне теперь работают профессиональные режиссеры), и их костюмы, которые специально шьются для каждого индивидуально, и упаковка самого товара, и его история, рассказываемая в условиях интерактивного музея.И это стоит дорого.
Один из руководителей этого коломенского проекта Дмитрий Ойнас для примера приводит сравнение работы соседнего с ними хлебокомбината и их собственной пекарни по производству коломенского калача. Хлебокомбинат: вложения в основные фонды более 100 миллионов рублей, количество работающих более 100 человек, чистая прибыль — 2 млн. руб. в год. Калачная: вложения в основные фонды 10 млн. рублей, количество работающих 15 человек, чистая прибыль – 12 млн. руб. в год.
Думаю, нам тоже бесполезно пытаться конкурировать на площадках продаж обезличенной массы меда не известного качества. Нам никогда не выиграть конкуренцию с китайским фальсификатом и краснодарским «подсолнечником». Но попытаться позиционировать себя как производителя эксклюзивного дорогого товара, за которым покупателям нужно ехать самим на место его производства – это возможно.
Проведем аналогию с вином. Есть дешевая «бормотуха» в бумажных пакетах, а есть вино ручного способа производства с известно какого виноградника, известно в каком году изготовленного и по стоимости на 3-4 порядка превосходящего этот пакетированный винный напиток. Такого вина не может быть много. И его не нужно много. И эти продукты не конкурируют между собой. Так же можно поступить и с медом и производными от него продуктами. Это должен быть бренд, качество которого должно подтверждаться не только лабораторным обследованием и вкусовыми качествами, но и историей, мифом, если хотите. Сам процесс общения покупателя и продавца необходимо будет выстроить как спектакль с новой и интересной для покупателя информацией и новыми впечатлениями.
А мед или другие пчелопродукты покупаются уже как подтверждение и закрепление полученных впечатлений, которые хочется вспоминать и делиться ими с другими.
У нас есть чем эту историю (миф, бренд) поддержать. Наши пасеки территориально — это тот же башкирский мед. Наш «медвежий угол» сумел сохранить опыт старых бортевиков. Наш район является экологически чистым с таежной растительностью. И пчеловодство у нас (возможно из-за высокой безработицы) сейчас идет в рост. Как говориться, не было бы счастья, да несчастье помогло. У нас есть ресурсы, чтобы такую историю поддержать своей культурой и традициями: есть еще краеведы, есть мастера и мастерицы народных промыслов, есть развитая сеть учреждений культуры.
Фонд «Бардым» приглашает обсудить возможности такого подхода 14 августа в актовом зале администрации Нязепетровского муниципального района. Начало 11-00 местного времени. Пчеловодам предлагаем взять с собой образцы своего меда. Выбранная здесь же из числа наиболее авторитетных участников встречи конкурсная комиссия определит, где и у кого в этом году самый ароматный мед. Победителей ждут призы.
Если у нас найдутся люди, готовые предложенный подход поддержать, Фонд «Бардым» готов поработать в привлечении опытных консультантов и специалистов, которые помогут эту работу правильно выстроить.